Vanishing twin: угрожает ли исчезнувший близнец здоровью оставшегося?

Появившаяся в последнее время возможность ранних сонографических исследований (УЗИ) беременных пациенток привлекает внимание общественности к синдрому Vanishing twin, или, выражаясь по-иному, к феномену исчезнувшего близнеца.
О перспективных методиках, направлениях и актуальных проблемах лечения бесплодия рассказывает профессор Клаус Дидрих – известный немецкий гинеколог и акушер, один из зачинателей современной репродуктивной медицины, создатель Европейского общества эмбриологии и репродукции человека (ESHRE).
О чем речь?
Представьте ситуацию: раннее УЗИ показывает наличие близнецов, двух плодов, и будущей маме спешат объявить, что ей предстоит родить двойню. Последующее УЗИ, через несколько недель, показывает лишь один плод. Второй не только не просматривается, но нет и следов его недавнего присутствия.
Приходится слышать досужие версии по поводу такого сценария беременности. Например, о поглощении одного младенца другим в утробе матери. Делаются мрачные прогнозы развития оставшегося близнеца (насколько он будет «сильным» и «агрессивным», «опасным» и «брутальным» – или, наоборот, «хилым» и «больным»).
Вообще – почему происходят такие вещи?
В принципе, синдром Vanishing twin был известен и ранее. Считалось, однако, что он составляет довольно редкую пренатальную аномалию.
Ранний дородовой скрининг с внедрением техники тонких ультразвуковых исследований показывает, что, напротив, феномен широко распространен. По современной эпидемиологии, три четверти всех беременностей, в начале которых формировалась двойня, заканчиваются родами одного младенца. Второй хоть и начинает формироваться, но практически сразу же исчезает. В прежние времена этого просто не могли определить, поскольку «бесследная» абсорбция одного из близнецов в клеточный материал второго происходит на столь раннем этапе беременности, который был латентным, не поддавался детальному «просмотру». Беременность с самого начала считалась одинарной – и логично завершалась одинарными родами.
Пренатальный отбор
Ранний близнец может исчезнуть из-за своей, так сказать, неконкурентоспособности. Причиной Vanishing twin называют недостаточный потенциал жизнеспособности одного из двойни. Он «отклонен» еще на этапе эмбрионального развития, когда организмы обоих плодов только-только выделяются из клеточно-эмбрионального материала. Природа как бы закладывает резервный запас ради повышения общего шанса на благополучный исход беременности, на удачные роды.
Что нужно знать, решаясь на проведение ЭКО?
Вероятность Vanishing twin при беременности после экстракорпорального оплодотворения заведомо выше, чем после естественного зачатия.
Техника ЭКО основана на стимуляции множественного созревания яйцеклеток (а не на одинарном, как при естественной овуляции), на имплантации нескольких, минимум двух, эмбрионов в матку бесплодной пациентки. И само оплодотворение яйцеклетки, и последующая имплантация эмбриона дублируются – чтобы сделать более реальной перспективу беременности и родов.
Поэтому доля близнецов, родившихся после ЭКО, выше, чем после обычной беременности. Выше и вероятность эмбрионального слияния близнецов.
Надо ли этого бояться?
Страхи пациенток, прошедших ЭКО, объяснимы: если был (и исчез) нежизнеспособный близнец, не означает ли это, что и оставшийся болен, слаб, «ненадежен»?
Однако чисто статистически, состояние здоровья младенцев, родившихся после Vanishing twin, не хуже, чем у тех, кто сформировался из одинарного эмбриона.
С другой стороны, нежизнеспособность эмбрионального близнеца может быть обусловлена генетическими дефектами. Для их выявления (или исключения) нелишне провести преимплантационную диагностику.
Научные достижения в области репродуктивного здоровья открывают широкие возможности для одиноких
Масштабное исследование дало тревожные результаты: качество спермы у мужчин во всем мире снижаетс
Эксперты назвали семь фруктов, которые следует включить в еженедельный рацион.