Судьба замороженных эмбрионов

Итак. Суть вопроса в следующем – после проведенного ЭКО получают энное количество здоровых эмбрионов, пригодных для переноса матери (или сурмаме, не суть). Переносят не более 2-х эмбрионов, остальные криоконсервируют: на случай если предыдущая попытка переноса окажется неудачной, если пара в будущем захочет иметь еще ребенка и пр. Криохранение стоит хотя и небольших, но денег. И вот случается (чаще всего в случае рождения ребенка), что семейная пара просто… забывает о своих эмбрионах: перестает платить за них, а может и вообще «пропасть» - не отвечать на звонки, письма.
Далее из статьи:
******************
«Согласно указаниям Минздрава, пациенты могут хранить свои эмбрионы в течение неопределенного срока (плата составляет 500-1000 рублей в месяц).
«Мы оплачиваем хранение эмбрионов уже 3 года, я очень хочу еще детей, но муж против, - призналась анонимно Елизавета, - мне уже 38 лет. Буду оплачивать еще 3 года, а потом перестану… Хотя душа плачет».
Так поступают многие пары – поначалу им жалко «зерна жизни», но затем заботы о рожденных детях, (особенно, если это двойня, как нередко бывает после ЭКО), перекрывают все. По заявлению владельцев, прекращают хранение примерно 50-60 % эмбрионов, отметили в одном из центров репродукции».
******************
Для многих клиник хранение невостребованных эмбрионов постепенно становится проблемой – нужно покупать дополнительное оборудование для криохранения; новое оборудование – это дополнительные площади (а большинство частных клиник весьма невелико по размеру). Что делать клинике в этом случае?
Юридически, у медучреждения есть право просто прекратить хранить эмбрионы и уничтожить их, но по этическим соображениям врачи на это идут крайне редко и неохотно. Еще вариант – донация семейной паре, у которой нет своего биоматериала. Но здесь есть свои сложности. Во-первых, согласно законодательству, донировать биоматериал можно только напрямую (владельцами биоматериала – его получателям), то есть опять-таки клинике надо разыскать биологических родителей эмбриона (см. выше). Во-вторых, для донации биородители должны будут пройти ряд дополнительных анализов, что у них делать нет никакого желания. В третьих, сознание, что у какой-то семейной пары растет генетически твой ребенок... Короче говоря, «владельцев» эмбриона, желающих «пристроить» свои эмбрионы «в хорошие руки», очень немного.
Опять выдержка из статьи:
******************
Три взгляда
Проблема никому не нужных эмбрионов человека обсуждается во всем мире, так как количество циклов ЭКО неумолимо растет. Но единого мнения до сих пор не существует. Если подытожить, сложились три разных взгляда, которые одинаково яростно отстаиваются самыми разными именитыми учеными по всему миру.
Абсолютистская позиция основывается на абсолютной ценности человеческого эмбриона на всех этапах развития. В основе лежит факт уникальности заложенной генетической программы жизни в эмбрионе, его «отдельность» от матери.
Либеральная позиция – часть ученых полагают, что эмбрион имеет незначительную ценность или вообще ее лишен. Мнение основывается на том, что эмбрион на любой стадии не может быть определен как личность, у него нет самосознания.
Умеренная позиция связывает возникновение у эмбриона права на жизнь с определенным уровнем развития или достижением жизнеспособности. Но и здесь нет единомыслия. Варианты – с 14 дня, с 4-6 недели беременности, с 6-8 недель, с 28 недели, с 30-й недели.
Правовой статус в России
Неродившийся ребенок или человеческий эмбрион с точки зрения российского закона человеком не является. Согласно российской Конституции (ч. 2 ст. 17) права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Из чего следует, что у не родившегося человека никаких прав, в том числе гарантированного Конституцией права на жизнь, нет.
******************
Правда, проводились попытки протащить в законодательство положения, защищающие права эмбриона с момента зачатия. В частности, внесением поправки в статью 20 Конституции РФ формулировкой: «Государство гарантирует охрану человеческой жизни с момента зачатия». Законодатель против подобных нововведений, и, на мой взгляд, это к лучшему. «В Италии несколько лет назад под давлением католической церкви был принят закон, запретивший многие действия с эмбрионами, в том числе криоконсервацию (как раз из-за позиции «эмбрион имеет права с момента зачатия, поскольку душа появляется в момент зачатия» - примечание Лебедева). В прошлом году его отменили, так как вреда оказалось больше - затраты на рождение одного ребенка выросли в десятки раз» - говорит президент РАРЧ г-н Корсак.
Так что же все-таки делать с «бесхозными» эмбрионами?
Вот опыт страны, которая значительно дальше нас продвинулась в применении репродуктивных технологий – США. Там достаточно давно существует общенациональная программа по «усыновлению» криоконсервированных эмбрионов «Снежинки» (Snowflakes® Embryo Adoption Program). Суть программы ясна из названия – невостребованные эмбрионы донируются тем, кто хотел бы родить ребенка, но не имеет для этого своего биологического материала. О масштабе проекта можно судить хотя бы по следующей цифре: в ЭКО-клиниках США в настоящий момент хранится более 600 тысяч (!!!) замороженных эмбрионов; в то же время, сотни тысяч бесплодных пар не могут стать родителями из-за отсутствия или недостаточного качества биоматериала.
Однако для того, чтобы подобная система могла существовать в России, необходимо принятие некого законодательного или подзаконного акта, который бы позволил клиникам донировать невостребованные эмбрионы самостоятельно, без разрешения биородителей. Однако, боюсь, даже в этом случае проект будет не сильно успешным. Ведь, если по гамбургскому счету, речь идет именно об усыновлении детей (хотя и очень маленьких, 3-дневных с момента зачатия, но чужих генетически). Наше общество относится, увы, к этому процессу хоть и с уважением, но гораздо менее толерантно, чем в США. Так что подобный проект может в России существовать скорее как благотворительность, нежели как некая дополнительная услуга клиник ЭКО.
Сами же женщины, проходящие ЭКО, считают, что в этом случае каждый должен решать сам.
С возрастом способность к зачатию у женщин снижается — этот факт сомнению не подлежит.
Масштабное исследование дало тревожные результаты: качество спермы у мужчин во всем мире снижаетс
Эксперты назвали семь фруктов, которые следует включить в еженедельный рацион.
Пока сама не прошла эко и не передала оставшиеся эмбрионы на хранение, то и к вопросу того, что передать эмбрионы бездетной паре, я относилась ровно. Вроде как доброе дело и правильное. Сейчас у меня не использованные эмбрионы хранятся в Криотоп, но я никогда не смогу их никому отдать, так как один из них уже через 2 года в школу пойдет, а второй вон куличики лепит из кинетического песка. В Криотопе хранятся еще 5 эмбрионов, а по сути - моих детей. Я не смогу малыша никому отдать. Рука не поднимется и знаю точно, что сотрудники криобанка так со мной никогда не поступят, так как в договоре четко все прописано.
А если вы никогда ими не воспользуетесь и однажды их решат утилизировать, так как платить будет просто некому... Уж, не лучше ли тогда, чтобы они родились? Понимаю, что это сложные вопросы морали, но мне, кажется, что лучше пусть они однажды родятся, хоть и не у вас, но не исчезнут навсегда. Да и хранение ведь не самое дешевое удовольствие. Нам в клинике каждый год поднимают цену. В этом году уже больше 20 тыс. стоит год хранения. А вы сколько платите в криотопе?
Да, наверное, вы правы, Марина. Но сама бы я не смогла отдать эмбриончики, хотя если выбирать утилизировать ли или дать им родиться, то конечно на первое я бы никогда не пошла. А представить, что мои детки растут в другой семье - смерти подобно... Но это всегда было и останется самым сложным выбором для любой женщины. В Криотопе платим 12 тыс в год, но с этого года всего 10 тыс., так как на 3 года сразу продлили.