Полтора года в чужой семье: суррогатная мать не желает отдавать детей

«Я хотела контролировать все сама, понимать, какой человек родит нам детей», объясняет героиня этой истории - биологическая мама - свое нежелание работать с клиниками и агентствами. Собственно, наряду с желанием сэкономить деньги это и есть вторая основная причина, по которой некоторые пары пытаются заниматься самодеятельностью в области суррогатного материнства. Однако, как показывает практика, очень многие явно переоценивают свои силы и способности в оценке кандидаток в СМ и организации всех сторон этого достаточно сложного и длительного процесса. За что в результате и страдают…
*********************
С полной версией материала можно ознакомиться здесь
За двух своих дочек семейная пара из Санкт-Петербурга Дмитрий и Ольга Сазоновы судились больше полутора лет. Оппонент - суррогатная мать, родившая чудо-девочек и отказавшаяся их возвращать заказчикам. Хотя у тех и договор официальный был, и квитанции об оплате услуг. Но вот Верховный суд Республики Саха (оттуда родом суррогатная мать) вынес решение: признать Сазоновых законными родителями девочек, детей - вернуть им. Вердикт вступил в законную силу еще в конце января. Но реально вернуть Дмитрию и Ольге до сих пор не удалось…
Кандидатура из Якутии
Сазоновы - никакие не олигархи, мягко говоря. Обычная семья. Несколько лет назад переехали в Питер из Владивостока. Дмитрий - бригадир в котельной, Ольга - бухгалтер. Своих детей завести не удалось. Не будем вдаваться в медицинские подробности. Единственный выход - деток им может родить суррогатная мать.
История супругов Сазоновых прозвучала на всю страну осенью 2016-го. Тогда они обратились в полицию с заявлением о том, что суррогатная мать родила девочек-двойняшек и скрылась с ними в неизвестном направлении. Как все получилось?
- Изначально я обращалась в клиники, которые занимаются поиском суррогатных матерей, - рассказывает Ольга Сазонова. - По большому счету, этих женщин берут с улицы. Это я уже в процессе изучения вопроса это поняла. Поэтому я хотела контролировать все сама, понимать, какой человек родит нам детей.
Одна из знакомых порекомендовала Сазоновой Илли Илия - руководительницу одного благотворительного фонда, которая может помочь с поиском суррогатной матери.
- Илли Иммануиловна мне сразу сказала, что у нее есть подходящая кандидатура - г-жа Воронова из Якутии. Она подходила по всем параметрам. Физически здоровая женщина, у которой уже есть двое детей. Свои дети - это, как считается, определенная гарантия, что новорожденных она не оставит себе. Воронова приехала в Питер с 3-летней дочкой (совершеннолетнего сына оставила в Якутске, - Авт.), мы ей сняли квартиру, покупали определенный набор продуктов. По условиям нашего договора, она получала в качестве авансов по 10 тысяч в месяц до того, как забеременеет, затем - до родов по 30 тысяч в месяц. Итоговая сумма в договоре - 900 тысяч рублей.
Посредница и торги
В июне 2016-го Воронова сказала, что ей нужно ненадолго уехать домой. И исчезла. Вскоре на связь вышла та самая Илли. И вот тут выяснилось, что с этого момента представлять интересы Вороновой будет именно она. Сазоновым пришлось выплатить ей как посреднику не учтенный в договоре «гонорар». При этом Илли заявила, что самая выберет роддом, где будет рожать ее подопечная, когда придет срок.
- 11 сентября 2016 года она сообщила, что родились две девочки - такой-то вес, такой-то рост, - продолжает Ольга. - Где находится Воронова, она нам долго не говорила. Потом обронила: Ногинск. Мы рванули из Питера туда. Приехали в роддом, главврач был не в курсе, что Воронова - суррогатная мать и предложил оформить документы о выписке на следующее утро. Но когда мы приехали, оказалось, что Воронова с детьми уже выписалась и скрылась в неизвестном направлении.
По словам супругов, дальше со стороны Илли начался торг. По закону, есть два варианта законного оформления рожденных суррогатной матерью детей на настоящих родителей. Это происходит либо в роддоме с согласия роженицы, либо - через нотариуса.
- Оба варианта Илли по непонятной нам причине отклонила. Нам сказали: отказ от детей Воронова писать не будет. Привозите деньги (еще полмиллиона, - Авт.), забирайте детей и делайте с ними, что хотите. То есть, в таком случае мы получаем девочек, но у нас нет никаких законных оснований оформить их своими детьми, получить свидетельства о рождении, медицинские полисы. Поэтому мы и решили написать заявление в полицию…
Уникальный случай
А потом были суды. Иск из Петербурга переадресовали в далекий Якутск, где прописана Воронова. На заседания Сазоновым приходилось мотаться через всю страну. В итоге суд вынес решение: Воронова обязана вернуть детей Дмитрию и Ольге. Случай уникальный. Обычно суды при подобных спорах встают на сторону женщин-рожениц, а не заказчиков. Тем остается только оспаривать выплаченные суррогатной матери суммы. Но тут все получилось иначе.
- Помимо прочего, в ходе процесса была проведена генетическая экспертиза, которая установила родство девочек с Дмитрием и Ольгой, - вступает в разговор юрист Виктор Малахов. (Напомним, по технологии такого зачатия сперма мужчины оплодотворяет яйцеклетку женщины, которая переносится в матку суррогатной матери. То есть, у плода нет ДНК роженицы, - Авт.).
Ольга Сазонова раскладывает передо мной выписанные по решению суда свидетельства о рождении двух полуторогодовалых девочек. В документах их родителями значатся Ольга и ее супруг.
Мы беседуем в номере гостиницы в подмосковной Балашихи. Решение суда вступило в силу в конце января. На днях Сазоновы получили их на руки. В материалах дела указано, что девочки сейчас живут с Вороновой в доме на окраине Балашихи. Вот родители и примчались ночным поездом из Петербурга. Ольга показывает содержимое сумок, которые они с Дмитрием привезли с собой. Детская одежда, башмачки, баночки с фруктовым пюре.
- Неужели сегодня наши дети будут с нами? - спрашивает у мужа.
По закону при изъятии детей по решению суда должны присутствовать судебные приставы и опека. Первыми к дому идут именно они. Дом – капитальный, трехэтажный, разделенный на двух хозяев, спрятался за высоким забором. Женщина из опеки навещала семью здесь несколько месяцев назад.
Пристав и женщины из опеки звонят в ворота. Стучат. Потом набирают номер Вороновой. Видно, что в окнах мелькают взрослые силуэты. Но женщина говорит, что ее с детьми нет дома, а когда будет – не знает. Решение суда? Нет, не слышала. И вот тут оказывается, что плана Б в таких случаях у приставов вроде как нет. Ну хорошо, пришли бы к должнику арестовывать стиральную машинку, а тот не открыл дверь - это одно. Но если суд обязал вернуть родителям полуторагодовалых детей?!
Вызвали на подмогу участкового. Тот сначала по телефону ссылался на срочные дела. Через часок все-таки приехал. Крепкий такой усатый дядька сразу сказал: а это не моя работа. Решайте, приставы и родители, сами. Сел в «УАЗик» и помахал оттуда ручкой. Формально вроде как прав: двери ломать полицейские имеют право только если крики слышат и точно понятно, что там - люди в опасности.
- То есть, мои дети могут вот так за воротами, которые отказываются открывать, прожить до своего совершеннолетия? – спрашивает Ольга. Вопрос получается риторическим.
- Если он в течение пяти рабочих дней решение будет не исполнено, судебные приставы будут иметь право прибегать к более жестким мерам - вплоть до взлома замков и проникновения в присутствии полиции в жилище, - объясняет Виктор Малахов.
- Что будет, если они в эти дни попытаются скрыться с детьми?
- В таком случае мы будем вынуждены обратиться в полицию с заявлением о похищении детей. Есть бумага из суда, которая запрещает Вороновой и ее гражданскому супругу менять место жительство детей до передачи законным родителям. В таком случае у полиции будут основания для возбуждения реального уголовного дела по статье «похищение несовершеннолетних».
Кстати
«Матушка Илли»…
Когда история попала в СМИ, газета проводила собственное расследование. И узнала просто чумовые подробности. Во-первых, оказалось, что Воронову ранее звали по-другому. Имя она поменяла несколько лет назад. И вот тут она начала общаться с некоей «матушкой Илли». Она же - Илли Иммануиловна Илия. Это по нынешнему паспорту. Раньше она была Еленой Николаевной. Помимо нескольких благотворительных фондов были и другие дела. Например, она оказывала частные консультации на тему «Как добиться успеха в жизни». Обращавшихся за помощью «лечила» и лично, и дистанционно, через переписки в соцсетях. По ее учению, всяческие беды и напасти прописаны у каждого человека в кодах ДНК. Чтобы исправить коды, нужно читать определенные молитвы. Знает их только Илли. И она готова этими знаниями поделиться с любым. За деньги. Подруги Вороновой рассказывали нам, что со временем женщина полностью попала под влияние «матушки». И, судя по всему, находится в таком состоянии до сих пор.
После скандала с Сазоновыми Илли Илия часть своих проектов «свернула». Но благотворительные фонды по-прежнему работают. По крайней мере один - «Кладезь Якутии».
С полной версией материала можно ознакомиться здесь
Послесловие от С. Лебедева
Пока готовил материал, на одной из новостных лент увидел следующее сообщение:
**************
В августе решение об обязании суррогатной матери передать выношенных близнецов вступило в силу, но возвращать детей суррогатная мать и её сожитель не торопились, увезли детей из Петербурга и удерживали их в частном доме в подмосковной Балашихе. Агапитова (Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге) обратилась к уполномоченному в Московской области Ксении Мишоновой, а также к руководителю отдела судебных приставов по Балашихинскому району, сотрудники которого забрали детей и передали их родителям.
***************
Поздравляю родителей и детей с благополучным завершением более чем двухгодичных хождений по мукам и началом новой, от души надеюсь, счастливой семейной жизни. И все-таки вот сейчас, когда все счастливо закончилось, хотелось бы задать вопрос биологическим родителям – оглядываясь назад, вспоминая последние полтора года борьбы за детей, подсчитав все затраты на адвокатов и пр., они по-прежнему уверены, что приняли в свое время правильное решение организовывать все самостоятельно? Для меня ответ очевиден, да, думаю, что и для них тоже. Проблема в том, что задним умом мы все крепки, а машину времени, чтобы вернуться в прошлое и все исправить, еще не придумали…
Масштабное исследование дало тревожные результаты: качество спермы у мужчин во всем мире снижаетс
Эксперты назвали семь фруктов, которые следует включить в еженедельный рацион.
С возрастом способность к зачатию у женщин снижается — этот факт сомнению не подлежит.