Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Закрыто
врач8
Пока в пеленках
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 19 фев 2008, 10:54
Поблагодарили: 1 раз

Психологический анализ ситуации беременности при ЭКО

Сообщение врач8

Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Николаева В.В., Арина Г.А., Айвазян Е.Б., Маклакова М.В.

факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, г.Москва


На сегодняшний день метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) является широко распространенным методом лечения бесплодия, которым страдает около пяти миллионов супружеских пар. Практически во всех крупных городах России созданы свои центры, и их число продолжает расти. По данным 2003 года, в нашей стране насчитывалось больше 20 тысяч детей, рожденных при помощи ЭКО, а в мире таких детей было уже около миллиона. Однако в настоящее время в литературе не представлены описания социальных и психологических особенностей ситуации вынашивания беременности, наступившей вследствие процедуры (ЭКО) после более или менее длительного периода бесплодия.


Появление данной технологии лечения бесплодия, с одной стороны, открыло возможность реализации родительства для многих семей, ранее лишенных этой возможности, а, с другой стороны, поставило перед этими семьями, женщинами и обществом множество проблем философского, этического, социального и психологического характера.


Появление этих способов лечения бесплодия представляет собой вызов определенным мировоззренческим позициям, поскольку приводит к переосмыслению человеческого тела, которое перестает быть «домом души», а телесные процессы перестают быть таинством. Зачатие предстает как последовательность технологических операций, образующих четкий алгоритм. Ребенок перестает быть «плодом любви» и «божественным даром», а становится «продуктом технологии», в осуществлении которой принимают участие многие люди.


В рамках проблематики ЭКО встает множество вопросов биоэтического характера. Во-первых, вопрос о статусе эмбриона – о сроке, с которого следует считать его живым существом; в практическом плане это вопрос о правомерности уничтожения «эмбрионов-дублеров». Во-вторых, вопрос о критериях выбора клеток, получающих право на жизнь, – критериях отбора клеток для имплантации, то есть в перспективе это вопрос о том, какие качества будущего ребенка являются определяющими для того, чтобы он получил шанс родиться. В-третьих, встает вопрос о том, все ли женщины имеют право на материнство, и каковы критерии отбора.


Перед семьей, обратившейся к такой форме лечения бесплодия, встает целый ряд социальных и психологических проблем: поиск материальных средств для осуществления процедуры ЭКО, при этом, возможно, неоднократного, поскольку данный метод не дает 100%-ной гарантии положительного результата; необходимость лечения тех заболеваний, которые являются противопоказанием для применения данной процедуры; решение вопросов о необходимости проведения тех или иных дорогостоящих диагностических процедур и анализов, способных снизить вероятность отклонений, поскольку процедура не защищает от возможности возникновения аномалий в развитии плода; принятие на себя ответственности за возможный риск возникновения различных соматических и психических заболеваний, пусковым механизмом которых может служить реализация этой технологии. Таким образом, метод ЭКО предполагает постоянное принятие ответственных решений, связанных как с материальным риском, так и с риском для здоровья будущего ребенка и самой женщины.


При этом, принимая все эти решения, семья находится в ситуации острого дефицита информации, поскольку степень неопределенности исхода в этой технологии достаточно высока. Это связано, во-первых, с тем, что в медицине еще не накоплено данных об отдаленных последствиях процедуры, как для здоровья женщины, так и для развития ребенка: по нашим данным, масштабных лонгитюдных исследований по этой проблеме не проводилось. Во-вторых, врачи зачастую ограничивают объем предоставляемой семье информации, поскольку сами оказываются перед дилеммой: врач должен поддерживать семью в ее надеждах на позитивный исход, а полная информация о возможных рисках может лишить семью веры в успех и снизить ее мотивацию. Таким образом, семья, решившаяся прибегнуть к методу ЭКО, с одной стороны, берет на себя ответственность за возможные последствия данного вида лечения, а, с другой стороны, вынуждена во многом полагаться на судьбу.

Попытаемся подробнее рассмотреть те проблемы и психологические переживания, с которыми может сталкиваться семья на разных этапах реализации технологии ЭКО. На этапе гормональной стимуляции овуляции необходимость строгого и регламентированного выполнения всех назначений врача, возможно, ставит женщину в двойственную ситуацию: с одной стороны, она становится активным исполнителем метода, равноправным партнером врача – она берет на себя функции реализации технической стороны процедур, а также контроль за качеством и своевременностью их выполнения. С другой стороны, она может разделить ответственность, «передать» активную роль (технические функции и контроль) мужу или третьему лицу, но это провоцирует ее зависимость уже не только от метода, но и от них. Помимо эмоциональных переживаний семьи, связанных с разделением ответственности и активной роли, у женщины могут иметь место негативные переживания по поводу возможных последствий гормональной терапии для здоровья и внешности, учитывая, что именно женщина на разных этапах подготовки и проведения всех процедур, связанных с методом ЭКО остается объектом для медицинских манипуляций. Позиция пары в целом на определенных этапах технологии может меняться и становиться как активной, так и пассивной (ожидание результата). На психологическом уровне могут возникать различные острые негативные переживания: у женщины – страх и тревога, связанные с наркозом, операцией и ее исходом, у мужчины – стыд, связанный с процедурой забора спермы. Так же пара может сталкиваться с выбором количества имплантируемых эмбрионов: с увеличением их числа, с одной стороны, возрастает вероятность успешной имплантации, а с другой, – возрастает риск многоплодной беременности Можно предположить, что на решение этого вопроса влияют степень информированности пары о рисках, связанных с многоплодной беременностью, а также материальные возможности семьи, позиция относительно уничтожения «эмбрионов-дублеров» или возможности их криоконсервации. Также здесь встают вопросы о степени доверия новым технологиям, о том, насколько достоверны данные медицины об отсутствии патогенного влияния «заморозки» на последующее развитие будущего ребенка.

В случае отрицательного результата пара вынуждена решать вопрос о возможном продолжении участия в этой технологии, возвращаясь на начальный этап или, в случае сохранения эмбрионов с помощью криоконсервации, к гормональной подготовке и к переносу эмбрионов в матку.


Положительный результат ЭКО влечет за собой новые проблемы. Медики относят беременность, наступившую вследствие ЭКО, к группе повышенного риска, что предполагает усиленный контроль за беременностью с помощью УЗИ и других диагностических процедур, гормональную поддержку и роды путем операции Кесарева сечения. Течение беременности, наступившей вследствие ЭКО, часто сопровождается различной акушерской патологией, особенно в первом триместре, большинство женщин госпитализируются более одного раза, особенно при многоплодной беременности. Несмотря на то, что госпитализация для этих женщин не является неожиданностью, она все же предполагает изменение образа жизни: разлуку с семьей, постельный режим, медицинские процедуры и т.д.


Кроме того, в случае многоплодной беременности возможна специфическая проблемная ситуация, требующая от пары принятия еще одного решения. Поскольку многоплодные беременности связаны с многочисленными рисками для жизни и здоровья ребенка и женщины, в случае наличия трех и более живых эмбрионов (даже при отсутствии патологии у них) женщине может быть предложена редукция – операция по уменьшению количества живых эмбрионов под контролем эхографии (УЗИ), которая проводится на 5-6 неделе беременности. То есть женщине предлагается сделать «частичный аборт», который, с одной стороны, снижает риск, связанный с многоплодием, а с другой стороны, может вызвать ряд осложнений вплоть до потери беременности и серьезного ущерба собственному здоровью.


Таким образом, женщины, решившиеся на обращение к ЭКО, находятся в уникальной ситуации, объективный аспект которой предполагает, с одной стороны, полную зависимость от тонкостей медицинской технологии, врачей и даже везения, а с другой стороны, - необходимость принятия ряда ответственных решений и усиленного контроля за собственным здоровьем и поведением.

Субъективные переживания женщин, прибегнувших к процедуре ЭКО, различаются в зависимости от того, по каким показаниям осуществляется данная процедура. Гипотетически можно выделить три возможных варианта.


В первом варианте показанием для обращения к этой процедуре служат диагнозы, предполагающие невозможность для женщины естественного зачатия (бесплодие, вызванное непроходимостью/отсутствием маточных труб, некоторые формы эндометриоза, патология слизи цервикального канала и т.д.). Можно предположить, что в этом случае беременность и рождение ребенка могут приобретать дополнительную смысловую нагрузку подтверждения собственной женской полноценности, они могут выступать как способ решения конфликта в структуре идентичности. В этом случае выбор ЭКО может позволить не только осуществить материнство, но и сохранить «самоуважение», поскольку помогает частично скомпенсировать образ себя как женщины, способной к деторождению. При этом способность к зачатию может обесцениваться, а материнские функции в большей степени сводиться к вынашиванию и воспитанию. Кроме того, ЭКО здесь может позволять скомпенсировать чувство вины перед мужем за «репродуктивную неполноценность», а в некоторых случаях и сохранить семью. Этот вариант может спровоцировать следующие проблемы в ценностно-смысловом поле женщины. Во-первых, приходится признать и смириться с частичной собственной репродуктивной неполноценностью, с разочарованием в собственной способности к естественному зачатию. Во-вторых, сверхценное отношение к идее материнства и женственности может сказываться на супружеских отношениях, где муж может обесцениваться, выступать как «атрибут», «нагрузка», «инструмент» для достижения заветной цели, что создает почву для скрытых супружеских конфликтов на всех этапах ЭКО.


Второй вариант показаний для обращения к процедуре ЭКО связан с репродуктивными проблемами мужа (стерильность, олигоспермия и т.д.), и тогда оплодотворение происходит спермой донора. Можно предположить, что в этом случае выбор ЭКО позволяет не только стать матерью (что, например, возможно, и путем усыновления), но и сохранить брак, а также дает возможность женщине получить возможный «бонус» за то, что она приносит в жертву собственную полную репродуктивную самореализацию, обеспечивая партнеру возможность отцовства. В этой ситуации, возможно, будет обесцениваться генетический вклад отца в родительство, а процесс вынашивания ребенка и его воспитания приобретет сверхценные характеристики. Этот вариант, предположительно, может спровоцировать следующие ценностно-смысловые проблемы. Во-первых, женщине приходится смириться с отказом от полной репродуктивной самореализации – от способности к естественному зачатию, а также с фрустрацией желания иметь ребенка от своего мужа. Во-вторых, факт репродуктивной неполноценности мужа может сопровождаться бессознательной установкой женщины на доказательство своего превосходства, что в дальнейшем может приводить как к искажению самих супружеских отношений, так и к искажению родительских функций, к изменению в формировании родительских позиций в отношении ребенка. В-третьих, психологические трудности может вызвать принятие в семью ребенка, «чужого наполовину».


Третий вариант показаний для обращения к процедуре ЭКО связан с проблемами биологической несовместимости партнеров. Можно предположить, что в данном случае перед парой встает выбор: полная реализация своих репродуктивных способностей, но с другим партнером, или частичный отказ от реализации своих репродуктивных способностей в пользу выбора партнера. Предположительно, данный выбор может осуществляться на разных основаниях, таких, например, как, любовь, социальный статус, продолжение рода в силу его значимости, корыстный выбор. В случае выбора ЭКО ребенок становится «продолжением» союза двух людей, который получает сверхценный статус, а процесс решения проблемы объединяет и сближает партнеров. В рамках этого варианта оба партнера могут получать «бонус», принося в жертву любви или иных мотивов полную репродуктивную самореализацию, однако при этом возможна конкуренция за больший вклад в родительство.


Таким образом, во всех случаях общим является частичный отказ

женщины от традиционной формы репродуктивной самореализации. В первом случае этот отказ является вынужденным, поскольку иной способ реализации материнства недоступен в принципе, и тогда научный метод ЭКО является последней надеждой реализовать хоть частично свои репродуктивные функции. В двух других случаях отказ от полной репродуктивной самореализации является сознательной жертвой, приносимой женщиной или обоими партнерами ради их союза. При этом во всех вариантах женщина сталкивается с переживаниями по поводу невозможности полной реализации своих репродуктивных способностей. Эти переживания могут быть очень острыми, вне зависимости от того, осознаются они или нет, поскольку уверенность в своей репродуктивной способности является частью образа Собственного Я, а беременность является заключительной стадией развития собственной женственности, позитивного отношения к своему взрослому телу и сексуальной идентичности (Д. Пайнз, 1997). Можно предположить, что острота этих переживаний в некоторых случаях может приводить к «фиксации на препятствии», при которой уже не ребенок, а зачатие и вынашивание беременности приобретают сверхценные характеристики.


Кроме того, сам метод ЭКО, требуя постоянного контроля за осуществляемыми в его рамках медицинскими процедурами и телесными процессами, провоцирует, во-первых, «фиксацию» на «технологических» аспектах вынашивания беременности, иногда ценой игнорирования собственных эмоциональных переживаний и, вообще, психического мира, а, во-вторых, может препятствовать адекватному формированию готовности к материнству.

Необходимо отметить, что прохождение через все описанные выше медицинские процедуры и решения позволяет квалифицировать ситуацию беременности, наступившую с помощью ЭКО, как хронически стрессовую, наполненную тревожными переживаниями и недоверием к естественным процессам в собственном теле, которая может заострять и фиксировать как личностные, так и семейные конфликты. Кроме того, сверхконтроль является обязательным атрибутом и инструментом успешного прохождения всех этапов ЭКО. Все это может изменять психический статус и психоэмоциональное состояние женщины в целом, а также служить одним из патогенетических механизмов возникновения различных осложнений беременности, в частности, угрозы ее прерывания. Можно предположить, что в дальнейшем «фиксированность на технологическом уровне» зачатия и беременности, может быть перенесена и в контекст детско-родительских отношений, где основное внимание будет уделяться аспектам ухода за ребенком, а эмоциональная сторона взаимодействия с ним отодвинется на второстепенный план.


Таким образом, особенности социальной и психологической ситуации в условиях лечения бесплодия методом ЭКО, позволяют говорить о необходимости психологической поддержки на всех этапах реализации этой технологии. Психологическая помощь должна быть направлена на оптимизацию психоэмоцинального состояния женщины на всем протяжении лечения; на профилактику депрессий, тревожных переживаний, страхов.


Опасность фиксации на технологических аспектах вынашивания беременности, и на стратегиях сверхконтроля по отношению к собственным телесным проявлениям, диктует необходимость особой работы по стимулированию телесного и эмоционального взаимодействия с плодом. Кроме того, вся психологическая работа должна осуществляться не только с женщиной, но и семьей в целом, поскольку супружеские отношения в этой ситуации так же оказывается под угрозой искажения и нарушения.
Iriska
Задорная первоклашка
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 31 янв 2007, 04:51

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Iriska

А если в «ценностно-смысловом поле женщины» изначально живут ещё бОльшие проблемы, например, неполноценность «репродуктивно полноценных» женщин, то ЭКО, получается, уменьшает остроту проблем? Или, наоборот, добавляет? Или для такой больной головы проблемой больше, проблемой меньше – уже не имеет значения?
врач8
Пока в пеленках
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 19 фев 2008, 10:54
Поблагодарили: 1 раз

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение врач8

а что подразумевается под неполноценностью репродуктивно полноценных женщин? это собственные комплексы, заниженная самооценка себя как женщины? проблемы с женской идентичностью (т.е. с принятием себя как женщины и с формированием образа Я)?
Iriska
Задорная первоклашка
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 31 янв 2007, 04:51

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Iriska

Оперативность ответа конечно . Интересно, это потому что много клиентов или такой отпуск .


Это я так в сторону, потому что вопросы сложные. Ну, комплексы… Собственные… Ясное дело, собственные, чьи же ещё? «Полноценность» и «неполноценность» - это ведь собственные представления или существует какая-то объективность?


«Заниженная самооценка себя как женщины» - это за гранью понимания. Скорее, имеется заниженная оценка женщин, которые слишком сильно отличаются от мужчин.


Остаются «проблемы с женской идентичностью»… Или все три проблемы в одном флаконе...


Так или иначе, но, по ощущениям, процедура ЭКО – это просто спасение именно в психологическом плане.
врач8
Пока в пеленках
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 19 фев 2008, 10:54
Поблагодарили: 1 раз

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение врач8

Да, ответа пришлось ждать больше месяца. Отпуск тоже имел место. Теперь все же к вопросам и проблемам.

Цитата:
Скорее, имеется заниженная оценка женщин, которые слишком сильно отличаются от мужчин.



Это что имеется в виду? Что Вы не слишком сильно отличаетесь от мужчин? И эти, другие женщины, Вас как-то оценивают? Как это на Вас влияет, если влияет?


Цитата:
Так или иначе, но, по ощущениям, процедура ЭКО – это просто спасение именно в психологическом плане.



ЭКО может поддержать самооценку в отношении своей женской роли, фертильности и женской идентичности, только в том случае, когда есть устойчивое чувство своего Я. Если были серьезные проблемы со своей женской частью до этого, то скорее всего ЭКО выльется в получении некоторого атрибута, призванного что-либо доказать себе или окружающим. Как диплом для человека, который не чувствует себя зрелым или компетентным. Уж лучше сначала разобраться, что мешает себя чувствовать полноценной женщиной, а потом решаться на ЭКО, которое само по себе вызывает много фантазий, тревог, сомнений.
Iriska
Задорная первоклашка
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 31 янв 2007, 04:51

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Iriska

Широкова Ольга Сергеевна писал(а) вт, 09 сентября 2008 10:49
Это что имеется в виду? Что Вы не слишком сильно отличаетесь от мужчин? И эти, другие женщины, Вас как-то оценивают? Как это на Вас влияет, если влияет?




Имеется ввиду, что это я их оцениваю . Нескромно, но факт. Разумеется, на меня это влияет. Ни о каком замужестве и детях не могло быть и речи, и у меня есть смутное подозрение, что таким образом я что-то теряю.


Широкова Ольга Сергеевна писал(а) вт, 09 сентября 2008 10:49
Уж лучше сначала разобраться, что мешает себя чувствовать полноценной женщиной,



Проблема в том, что понятия «полноценность» и «женщина» не слишком совмещаются. Прямо скажем, взаимоисключаются. Возможно, дело в воспитании, мой отец весьма низкого мнения о женщинах в целом, возможно, глубже, я не знаю.


Некоторое время назад я, кажется, почувствовала, что такое близкие люди. Дети, оказывается, - удивительная компания. Этого хочется. А вот этого: «своей женской роли, фертильности и женской идентичности» по-прежнему хочется избежать. С ЭКО избежать этого проще, чем если делать детей «естественным способом», я это чувствую. А тут ещё Ваша статья… Беременность – это не проявление женской сущности, а просто «доктор прописал». Прям бальзам на душу.
врач8
Пока в пеленках
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 19 фев 2008, 10:54
Поблагодарили: 1 раз

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение врач8

Цитата:
мой отец весьма низкого мнения о женщинах в целом


Как я понимаю, Ваш отец для Вас много значит. Возможно, и в отношении идентификации с ним было легче идентифицироваться, чем с матерью?

Кстати, теперь более понятно, почему для Вас ЭКО - это спасение. Но кроме момента зачатие, есть еще процесс вынашивания и рождения. Женская сущность, с которой похоже у Вас неприятие друг друга, заключается в "принятии, впущении в себя", несколько утрируя, можно сказать, что женское тело - это "вместилище", а мужская часть ассциируется с вторжением, экспансией, внедрением и буквально и фигурально.

ЭКО позволяет избежать проблем и явного конфликта с принятием чужого, мужского (тела, фаллоса, семени, сущности) внутрь себя, но если есть проблема в том, чтобы вмещать эту чужую часть, то остается проблема, как вынашивать?
Iriska
Задорная первоклашка
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 31 янв 2007, 04:51

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Iriska

Ага, в точку. Остаётся проблема. Можно воспользоваться услугами сурмамы. Но. Мне кажется, что здесь я опять что-то теряю. В конце концов, нельзя же всю жизнь зависеть от комплексов сумасшедшего папаши. У меня тут протокол намечается, так что, если получится, обращусь за помощью в вопросе вынашивания . В любом случае спасибо.
врач8
Пока в пеленках
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 19 фев 2008, 10:54
Поблагодарили: 1 раз

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение врач8

Цитата:
В конце концов, нельзя же всю жизнь зависеть от комплексов сумасшедшего папаши


Точно, не стоит от них зависеть, тем более, что и от многих аспектов женской части можно получать удовольствие (например, как от контакта с ребенком, которое Вы обнаружили).
Iriska
Задорная первоклашка
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 31 янв 2007, 04:51

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Iriska

Теоретически можно, а практически... Вы когда-нибудь сталкивались с "лечением" подобных проблем?
врач8
Пока в пеленках
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 19 фев 2008, 10:54
Поблагодарили: 1 раз

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение врач8

В принципе психотерапия направлена на то, чтобы освободится от родительских установок, которые действуют на нас на бессознательном уровне. Они во многом бессознательны, и приняты нами без критики, т.к. дети их воспринимают еще в том в возрасте, когда зависят от родителей. А я собственно как терапевт работаю с подобными проблемами, которые мешают реализовываться в жизни (в семейной, профессиональной, в материнской роли, женской роли и т.п.), уже более 8 лет.
Смородинка (Саша 18.03.2007)
Спелая ягодка
Сообщения: 3242
Зарегистрирован: 02 июн 2005, 15:44
Пол: Женский
Сколько попыток ЭКО: 4
В каких клиниках проводилось лечение: Мама (3 неудачи)
Мать и дитя (1 удача)
Где было удачное ЭКО: Мать и дитя
Сколько у вас детей: 1
Откуда: Москва
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 15 раз

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Смородинка (Саша 18.03.2007)

А я так сильно завишу от детских комплексов, связанных с родителями. Даже сейчас мама имеет на меня громадное психологическое влияние, хотя я уже критично ее воспринимаю, но очень тяжело жить под таким гнетом.
Аватара пользователя
Тасяна
Девица на выданье
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 18:48
Пол: Женский
Откуда: Москва
Поблагодарили: 2 раза

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Тасяна

Смородинка писал(а) вт, 16 сентября 2008 17:43
А я так сильно завишу от детских комплексов, связанных с родителями. Даже сейчас мама имеет на меня громадное психологическое влияние, хотя я уже критично ее воспринимаю, но очень тяжело жить под таким гнетом.


Воздействие родительских установок мало того что гнетёт, так и передаваться "по наследству" может нашим детям. А не пойти ли на психотерапию, чтобы не тянтуь этот хвост за собой в будущее?
Смородинка (Саша 18.03.2007)
Спелая ягодка
Сообщения: 3242
Зарегистрирован: 02 июн 2005, 15:44
Пол: Женский
Сколько попыток ЭКО: 4
В каких клиниках проводилось лечение: Мама (3 неудачи)
Мать и дитя (1 удача)
Где было удачное ЭКО: Мать и дитя
Сколько у вас детей: 1
Откуда: Москва
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 15 раз

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Смородинка (Саша 18.03.2007)

Тасян, я стараюсь ,чтобы Саша у меня был жизнерадостным малышом, и чтобы никто его не тюкал, тем более не собираюсь делать это сама.


Ходить на психотерапию пока нет возможности - уже уставшая просыпаюсь и такая круговерть неделя за неделей, а мысли о маме гнетут и гнетут.
Аватара пользователя
Тасяна
Девица на выданье
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 18:48
Пол: Женский
Откуда: Москва
Поблагодарили: 2 раза

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение Тасяна

Смородинка писал(а) пт, 19 сентября 2008 10:21
а мысли о маме гнетут и гнетут.



Натуся - ты замечательная мамочка! Но ведь и мысли бывают материальными. Хорошо бы, чтоб душа была в покое. На сдерживание себя (при гнетущих мыслях) много сил уходит. А то, что сейчас времени реально нет на психотерапию - очень это я понимаю - сама с малышом 24 часа. Кажется подобрали няню - теперь надеюсь на 10-15 часов в неделю щадящей для себя загрузки малышом. А может это иллюзия?
врач8
Пока в пеленках
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 19 фев 2008, 10:54
Поблагодарили: 1 раз

Re: Психологический анализ ситуации беременности при экстракорпоральном оплодотворении

Сообщение врач8

У Вас про маму было. Конечно, психотерапия могла бы быть не лишней в такой ситуации. Но может мы и здесь что-нибудь немного сдвинем. Расскажите про маму и про Ваши отношения с ней. Можете писать в личную почту.
Закрыто

 

 

Рейтинг@Mail.ru